воскресенье, 10 февраля 2013 г.

факторы и особенности спроса и предложения

ЖУРНАЛ "СИБИРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ШКОЛА"  Методические аспекты оценки емкости страхового рынкаСтатья опубликована в:  ,  , c.105; Рубрика: В.В. Меркулова - старший преподаватель кафедры государственного регулирования экономики СибАГС (Новосибирск)Осваивая тот или иной рынок с целью эффективного вложения ресурсов, надо обязательно оценивать потенциальные возможности как рынка в целом, так и его отдельных сегментов. В современных условиях оценка емкости рынка непременное условие прогноза спроса на услуги организации, разработки планов развития бизнеса. Информация о потенциале рынка стала, востребована российскими организациями в первые же годы перехода к рыночной экономике. Более трети (34 %) предприятий заказчиков маркетинговых исследований рассматривали емкость рынка в ряду важнейших предметов анализа [1]. Условия глобализации и ужесточение внутренней конкуренции повышают требования к точности расчета емкости рынка во всех секторах экономики, в том числе рынка страховых услуг.Несмотря на ежегодное ускорение темпов роста страхового рынка, рынок страховых услуг принадлежит к наименее изученным. Вопросы определения потенциала страхового рынка достаточно широко обсуждаются в свете предстоящего вступления России в ВТО, а также изменений, внесенных в Закон о страховании, связанных с расширением деятельности иностранных страховщиков на территории России.В предложенной И.К. Беляевским [2, с. 65] системе показателей конъюнктуры рынка производственный потенциал один из макропоказателей, обеспечивающих объем товарного предложения. В применении к страховому рынку в качестве производственного потенциала могут рассматриваться оплаченный уставный капитал и собственные средства страховщика, которые обеспечивают объем предложения страховых услуг. Отметим, что производственный потенциал не всегда соответствует предложению, он может быть не полностью востребован или недостаточен для насыщения рынка.В этой связи должен быть учтен потребительский потенциал, проявляющийся в форме емкости рынка, то есть объема товаров и услуг, необходимого для удовлетворения потребностей рынка.Потребительская емкость рынка как элемент макросреды страховой компании подлежит обязательной оценке при изучении спроса на страховые услуги и при разработке страховых продуктов.При определении потребительского потенциала страхового рынка, который в свою очередь обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка, обнаруживается отсутствие согласованного подхода. Поэтому возникает необходимость уточнения понятий «спрос», «потенциал рынка», «емкость рынка». Применительно к товарному рынку и рынку нефинансового сектора услуг сложилось следующее понимание вышеуказанных дефиниций. Рыночный потенциал есть предел, к которому стремится рыночный спрос при приближении затрат на маркетинг в отрасли к такой величине, что их дальнейшее увеличение уже не приводит к росту спроса при заданных условиях рыночной среды. C некоторыми допущениями в качестве рыночного потенциала можно рассматривать спрос, соответствующий его максимальному значению на кривой жизненного цикла какого-то продукта для стабильного рынка.Рыночный спрос на товар это количество товара, которое может быть приобретено определенной группой потребителей в указанном районе, в заданный отрезок времени, в одной и той же рыночной среде, в рамках конкретной маркетинговой программы [3, с. 118].Спрос может рассматриваться и как платежеспособная потребность, показывающая зависимость между ценами товаров и готовностью потребителей их приобретать [4].Текущий рыночный спрос характеризует объем продаж за анализируемый период времени в определенных условиях внешней среды при определенном уровне использования инструментов маркетинга организациями отрасли [5]. Рынки отдельных товаров характеризуются особыми, только им присущими факторами, которые по степени влияния могут оказаться определяющими для формирования и развития спроса и предложения по конкретному товару (услуге). Это в полной мере относится и к страховому рынку.Факторы, характеризующие динамику спроса и предложения, находятся в сложной диалектической взаимосвязи, так что изменение действия одних факторов вызывает изменение действия других. При этом одни факторы могут влиять на общую емкость и структуру рынка, а другие, не изменяя общую емкость рынка, приводит к его структурным изменениям. В процессе исследования рынка необходимо выявить механизм действия системы факторов и измерить совокупные результаты их влияния на объем и структуру спроса и предложения (рисунок).Факторы спроса на страховые услугиОпределение потребительского потенциала рынка важное звено в системе изучения покупательского спроса. Потребительский потенциал характеризуется емкостью рынка. Этот показатель близок к объему спроса, но не тождествен ему.Отечественные авторы рассматривают емкость страхового рынка как: потенциально возможный объем продаж конкретного вида страховых услуг в заданный период в зависимости от спроса на них, уровня цен, общей конъюнктуры рынка, доходов населения, деловой активности [6, с. 46]; денежную оценку максимально возможного риска без угрозы снижения финансовой устойчивости страховщика [7].Последнее определение, на наш взгляд, наиболее четко отражает специфику страховой деятельности. Потенциальная емкость рынка определяется исходя из совокупности всех потребителей, которые в состоянии полностью или частично приобрести изделия или услуги конкретной организации и ее конкурентов [8].Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в отдельных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы общего и специфического характера.Емкость рынка страховых услуг, прежде всего, определяют общие социально-экономические факторы: объем и структура представленных на рынке страхования услуг; ассортимент страховых продуктов по видам страхования; достигнутый уровень жизни и потребностей населения; покупательная способность населения, уровень и соотношение цен на услуги; численность населения; социальный и половозрастной состав населения; степень насыщенности рынка; географическое расположение рынка.В работах отечественных и зарубежных авторов оценке емкости рынка

Вузы Новосибирска. Сибирская академия финансов и банковского дела. - РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЖУРНАЛ "СФШ" Сибирская Академия Финансов и Банковского делаНегосударственное (частное) Образовательное Учреждение Высшего Профессионального ОбразованияЛицензия ФС по НСОН Минобрнауки РФААА 000134 от 22.07.2010 (рег. 0132)Свидетельство о Государственной аккредитацииBB 000476 от 03.06.2010 (рег. 0472)                                     ПОИСК ПО САЙТУ:    

Комментариев нет:

Отправить комментарий